Субботин Михаил, руководитель выставки PIR COFFEE, провёл отличное исследование среди кофеен России в 2018 году,…
CoffeeProjectTeam / 31.08.2024
С 1 сентября вводятся новые правила списания маркированных товаров в кофейнях, которые можно начать применять заранее, до того как они станут обязательными в 2025 году.
В кофейне добавление молока в чашку кофе или продажа бутылки воды — привычные задачи. Однако с точки зрения системы маркировки, это разные способы списания товаров, для которых существуют отдельные сроки и процедуры. С 1 сентября начнут действовать новые правила работы с маркированными товарами в кофейне.
Можно начать соблюдать требования системы маркировки заранее, до того как это станет обязательным. Например, уже с 1 сентября 2024 года можно принимать электронные документы и списывать молочную продукцию, сканируя каждый код маркировки. Обязательным это станет с 1 июня 2025 года.
Усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП). Это электронная подпись, оформленная на руководителя предприятия. Она необходима для принятия маркированных товаров и работы в системе «Честный ЗНАК». Получить УКЭП можно в удостоверяющем центре Федеральной налоговой службы (ФНС).
Регистрация в «Честном ЗНАКе». Если вы используете маркированные товары для приготовления блюд и напитков или продаете их, вам нужно иметь личный кабинет в системе «Честный ЗНАК». Обязательно зарегистрируйтесь.
Касса с поддержкой маркированной продукции. Вам нужна касса с программным обеспечением для учета товаров, которая поддерживает продажу маркированной продукции, если вы реализуете такие товары.
Электронный документооборот (ЭДО). Это сервис для обмена электронными документами с поставщиками маркированных товаров. Он упрощает обмен универсальными передаточными документами (УПД) и автоматически передает данные о статусе маркированного товара в «Честный ЗНАК».
2D-сканер штрихкодов. Для считывания кодов маркировки (КМ) нужен ручной сканер двумерных штрихкодов. Если у вас нет такого сканера, коды можно вводить вручную.
Договор с оператором фискальных данных (ОФД). Этот договор необходим для передачи сведений о продаже товаров в «Честный ЗНАК». Если вы уже что-то продаете, у вас, вероятно, есть договор с ОФД. Убедитесь, что в договоре предусмотрена передача данных о продаже маркированных товаров в «Честный ЗНАК».
Нет, это запрещено правилами маркировки. Молоко, купленное в рознице, считается выведенным из оборота и не может быть учтено для производственных нужд в системе «Честный ЗНАК». Для использования в производстве молоко должно быть приобретено у поставщика, и его передача должна быть зарегистрирована в «Честном ЗНАКе».
В 2024 году кофейни обязаны принимать молочную продукцию и воду через ЭДО с передачей данных в «Честный ЗНАК». Соки и безалкогольные напитки пока можно принимать от поставщика по привычной схеме: через ЭДО или по бумажным накладным без передачи сведений в «Честный ЗНАК».
Шаг 1: Пригласите своего поставщика к обмену электронными документами. В модуле «Маркировка» это можно сделать напрямую из сервиса, отправив приглашение один раз. После этого вы сможете свободно обмениваться любыми документами с электронной подписью, а информация о движении маркированного товара и смене собственника будет автоматически передаваться в «Честный ЗНАК».
Шаг 2: Определите, какой способ учета подходит для принимаемых товаров: объемно-сортовой (ОСУ) или поэкземплярный. В 2024 году для молочной продукции и воды действует ОСУ, что позволяет поставщику не указывать в УПД код маркировки:
Вместо кода маркировки поставщик указывает GTIN товара и его количество. Например, молоко «Атолушка» 5%, 1 литр, код 00000123456789 — 20 штук.
Помните, что ОСУ не отменяет обязательного наличия кода маркировки на упаковке. Если его нет, товар принимать запрещено.
Шаг 3: Примите товар и откройте в ЭДО присланный поставщиком УПД. Сверьте информацию в документе с фактическим товаром, сканируя коды маркировки или GTIN на продукции. В случае расхождений они сразу отобразятся на экране.
Шаг 4: Если всё верно, нажмите «Принять УПД» и дождитесь подтверждения смены собственника в «Честном ЗНАКе», что обычно занимает несколько минут. Если обнаружены расхождения, нажмите «Отклонить УПД».
После принятия УПД кофейня может хранить маркированную продукцию на складе и списывать её по мере необходимости. В системе маркировки предусмотрено 15 причин для списания, включая:
О любом списании маркированного товара кофейня обязана информировать систему «Честный ЗНАК». При розничной продаже это делает касса: сотрудник сканирует код маркировки, и после закрытия чека касса автоматически передаёт данные в ОФД, который затем отправляет их в «Честный ЗНАК».
Во всех остальных случаях сотрудники кофейни самостоятельно сообщают о списании через личный кабинет «Честного ЗНАКа». Это также касается списания маркированного товара для приготовления напитков или блюд.
Готово! Документ отобразится в разделе «Документы» с наименованием «Вывод из оборота» и статусом «Обработан» или «Обработан с ошибками». Если возникнут ошибки, система укажет их причины, и вы сможете внести исправления и повторить процедуру списания.
Такое молоко или сливки нужно вывести из оборота в личном кабинете «Честного ЗНАКа» в течение трёх дней с момента вскрытия упаковки. Если молоко указано в вашем меню как отдельная позиция, в чеке будут две обычные позиции: кофе и молоко. Если же молоко учтено в вашей системе как модификатор или вариация напитка, в чеке будет одна позиция, например, «Кофе “Американо” с молоком».
Такие сливки необходимо списывать через кассу. В чеке будут указаны две позиции: кофе как услуга и сливки как маркированный товар.
Вскрытие заводской упаковки всегда оформляется через списание. Даже если “производство” заключается только в открытии бутылки. Перед продажей или в течение трёх дней с момента вскрытия бутылки, товар нужно списать в «Честном ЗНАКе». На кассе такая вода продается так же, как любой другой напиток, приготовленный в баре.
Если все эти шаги выполнены, то касса готова к работе с маркированными товарами в рамках разрешительного режима.
Основано на материалах сайта sigma.ru