Главная / Блог / Цвет и кофе. Как цвет влияет на выбор

Цвет и кофе. Как цвет влияет на выбор

Павел Каргин / 26.03.2018

Для кого?

Данная статья написана в основном для владельцев кофеен, дизайнеров и людей, которые работают в кофейной сфере, но также я рекомендую ознакомиться с ней, даже если кофе вы не пьете совсем, так-как тема достаточно актуальна и для других сфер.

 

Цвет, с физической точки зрения - это особенность восприятия глазом разных волн света. Каждая волна соответствует спектру, а он в свою очередь носитель информации.

По сути цвет несет психофизиологическую информацию, воспринимаемую человеком на подсознательном уровне. Как яркий пример — это использование цвета в дорожных знаках: желтый как цвет предупреждения, красный как опасность и запрет.

В каждой национальности и возрастной группе цвет воспринимается по-разному и может иметь разные эмоциональные значения. Как пример: в Европе белый цвет является цветом чистоты, торжества, а также выступает нейтральным цветом. Но в Индии, Китае и Японии — это цвет траура, смерти и несчастья. Это типичный пример влияния разного менталитета на восприимчивость к цвету. Также по - разному цвета будут воспринимать дети и взрослые, люди разных психотипов (гедонисты, эстеты, негативисты) и даже люди разных социальных групп.

Особенно сильно заметна разница в возрастных группах, дети более активно реагируют на яркие и разнообразные цвета нежели взрослые и не сортируют цвета по психологии воздействия. Объяснить это можно тем, что они попросту не знают какую эмоциональную окраску несет той или иной цвет.

Что привлекает ребенка в ярких хлопьях? Скорее всего, дело не в конкретных цветах, а в их разнообразии. Диетологи из Университета Корнелла показы вали детям и взрослым фотографии блюд и просили выбрать самые аппетитные. Взрослым нравились классические блюда из трех цветов (мясо, гарнир, салат, например). Детей же привлекали блюда, в которых цветов было как можно больше. Почти все из них выбирали блюда с шестью цветами — больше на фотографиях просто не было. Дети не понимают, что означает тот или иной цвет, но сам факт окрашенности пищи ощущают очень остро.

 

 

Цвет — это мощный инструмент управления человеческими чувствами, он позволяет подтолкнуть человека на те или иные эмоции, которые могут повлиять на его выбор. В нашем случае при помощи цвета мы можем помочь человеку разобраться во вкусовых профилях того или иного кофе.

 

Колесо вкусов - яркий пример удачной визуализации вкусов за счет разных цветов. Каждый вкус имеет свой цветовой оттенок, что помогает очень быстро понять вкус, который вы пробуете (например, на каппинге) и цвета выполняют роль максимально быстрой навигации по вкусовому кругу. Чувствуете, что-то растительное - ищите зеленый цвет, это быстро сужает зону поиска нужного вам вкуса.

Каждая категория вкусов имеет свой цвет, не только в колесе, но и в головах людей — это называется ассоциация. С каким цветом у вас ассоциируется шоколад? Правильно, с коричневым. Лимон - желтый. Интересный факт: изображение лимона, на подсознательном уровне, вызывает у человека слюноотделение, тот же эффект, но чуть менее выраженный, вызывает ярко-желтый цвет. Это уже называется - условный рефлекс. Есть два типа рефлексов: «условный» и «безусловный». Говоря простым языком: когда вам на язык попадает лимонный сок — это безусловный рефлекс, также слюна может выделятся и при виде лимона, а также при звучании слова «лимон» — это условный рефлекс. Разница в том, что безусловный рефлекс — это процессы, которые происходят в организме на физиологическом уровне, т.е. врожденные, а условные — это психофизиологическая реакция организма, в этом случае вид лимона (или звучание этого слова) не всегда вызывают выделение слюны и могут не работать на некоторых людей (например, на тех, кто ни разу в жизни не пробовал лимон или имеющих проблемы с восприятием подобных вкусов), все эти процессы были описаны И.П. Павловым в своих научных работах.

Все эти инструменты должны использоваться при проектировании визуальных коммуникаций в кофейне, айдентике и упаковке кофе. Цвет — это важная составляющая при разработке фирменного стиля и визуальной коммуникации, 86% информации воспринимается человеком визуально, этим инструментом можно и нужно пользоваться, когда вы строите визуальный стиль в кофейне или упаковке. К сожалению, на практике этот инструмент практически не используется нашими кофейнями и обжарщиками, отдавая предпочтению минимализму и крафтовой бумаге в своих упаковках. Для убедительности рассмотрим несколько примеров крупнейших обжарщиков speciality кофе в России и их упаковки.

Из данных примеров мы видим, что 4 из 9 упаковок пытаются достичь максимального минимализма, упаковка от Coffee Owl выделяется за счет яркой цветовой схемы, Sweet Beans, Калипсо и Перфекциониста передерживаются легкого визуального оформления используя графические элементы на белом фоне. Но из всех примеров нельзя выделить ни одной упаковки использующую цвет в качестве четкой информативной составляющей в визуальном комплексе, они больше играют роль декоративного или контрастного элемента. Попадают ли данные упаковки под реальную целевую аудиторию — это вопрос, на который я не компетентен давать ответ, да и цель данной статьи лишь проанализировать тренды и дать понимание в правильном ли направлении движется дизайн в кофейной индустрии.

Исходя из того, что мы выяснили можно сделать несколько выводов. Во-первых, цвет как носитель информации еще не распространен повсеместно, этот инструмент достаточно прост в использовании и может приносить впечатляющие результаты при грамотном применении.

Стоит учитывать психотип вашей целевой аудитории и потребности этих психологических групп. Не стоит делать эстетичный и минималистичный дизайн как, например, у Coffee Collective, если ваша кофейня находится в ТЦ и рассчитана на поток людей, это две разные кофейные сферы и два разных подхода к коммуникации с гостями и покупателями.

Нанимайте профессионалов. Брендинг и фирменный стиль — это те вещи, на которых лучше не экономить, хороший брендинг и его правильное последующее развитие могут создать нужный и точный образ в сознание потребителя и полностью передать ваши ценности и миссию бизнеса. Плохой брендинг может с легкостью угробить ваши попытки сделать узнаваемый и привлекательный образ, самая частая ошибка при некачественной разработке бренд-копмлекса или фирменного стиля — это неправильное позиционирование и неточное определение целевой аудитории бизнеса, что в последующем очень сильно усложняет дальнейшую работу с вашей настоящей целевой аудиторией.

Надеюсь вы сможете извлечь максимальную пользу для себя после прочтения этой статьи. Успехов вам и спасибо за просмотр.

Поделись с друзьями